Дмитрий Тарасов: от разработки к маркетингу – начало Tarasov Mobile

С Дмитрием Тарасовым мы познакомились на одном из технических мероприятий и с тех пор стараемся поддерживать деловые и дружеские отношения. Мне импонирует то, что Дмитрий всегда имеет свое собственное мнение, уверен в своих силах. Кроме того, он с удовольствием делится своими знаниями и наработками. Поэтому мне приятно представить вашему вниманию статью, в которой Дмитрий шаг за шагом описывает опыт создания своей собственной компании.

Введение

Меня зовут Дмитрий Тарасов, ныне я руководитель Tarasov Mobile – компании, занимающейся разработкой и продажей программного обеспечения для мобильных устройств. Хочу поделиться с читателями MSUG.VN.UA своим опытом развития с нуля небольшого бизнеса, завязанного на разработке мобильных приложений. Несмотря на определенную специфику моего конкретного случая, надеюсь, повествование будет полезно разработчикам ПО для мобильных устройств, поскольку начинал я свой карьерный путь как раз с разработки под мобильные платформы, успел побывать и фрилансером, и программистом по найму, и независимым разработчиком, и руководителем небольшой (пока) компании.

Особый интерес статья будет представлять для тех разработчиков, которые интересуются возможностью перестать работать на основной работе, а заниматься своими собственными проектами, зарабатывая при этом по крайней мере не хуже, чем при работе по найму. Возможно, мой опыт поможет им избежать некоторых ошибок, избавиться от некоторых иллюзий или, наоборот, страхов.

С чего все начиналось

Интерес к мобильным технологиям у меня возник в последнем классе школы, а развился в серьезное увлечение на первом курсе института (это было в 2002 году). Это были времена черно-белых сименсов, про операционные системы в мобильниках еще не было и речи и только-только стали появляться GPRS и WAP. Скорость, с которой совершенствовались технологии уже в тот момент давала понять, что индустрия мобильной связи и так или иначе соприкасающихся с ней сфер будет представлять собой через короткий промежуток времени многомиллиардный бизнес, которому будут нужны квалифицированные сотрудники. Конкретно моя ситуация сопровождалась еще тотальным разочарованием в отечественном высшем образовании, единственной полезной частью которого в конкретно моем случае являлось посещение физкультуры.

Примерно к концу первого семестра первого курса института мне стало понятно, что предлагаемые мне знания по программированию не соответствуют требованиям реальной жизни и скорее направлены на искоренения любого желания когда-либо программировать (что и произошло с большей частью моих одногрупников впоследствии), поэтому необходимо заниматься самообразованием и применять получаемые знания на реальных проектах. Поскольку к тому моменту уже сформировался интерес к мобильникам и всему, что с ними связано, то долго искать сферу применения энтузиазма не пришлось. Так я занялся сначала разработкой WAP-сайтов, а впоследствии при появлении первых КПК на Windows Mobile и программированием для них.

Примерно в то же время, однако, стали появляться в продаже первые смартфоны на базе Symbian, которые, в отличие от КПК, предоставляли доступ к разработке функционала, связанного с телефонией и SMS, а, соответственно, были более перспективными по крайней мере с точки зрения разработки. По мере накопления определенного опыта я решил, что мое резюме будет представлять больший интерес для потенциального работодателя, если будет содержать упоминания о публикациях в уважаемых журналах вроде Хакер, CHIP или PC Magazine (это сейчас-то уже понятно, что эти издания мало кто знает и читает). Так возникла идея написать статью в Хакер о разработке смс-трояна, способного перехватывать чужие SMS и отправлять их на номер злоумышленника. Само собой, статья была больше proof-of-concept, но в процессе ее написания данное приложение было разработано, в результате чего я получил определенный базис знаний, которые пригодились при дальнейшей разработке уже коммерческого ПО. Поэтому могу посоветовать начинающим разработчикам всегда учиться и зарабатывать опыт на реальных, а не академических, проектах. При этом желательно выбирать задачу, результатом которой будет интересно пользоваться не только вам, но и обычным пользователям (в моем, правда, случае трояном желали пользоваться всякие ревнивые бойфренды и прочие лузеры). Если кому интересно, вот, собственно, статья (сам я, правда, без слез ее читать не могу).

Получение опыта разработки мобильных приложений

Задумка с насыщенным резюме удалась – несколько публикаций в Хакере действовали на работодателей как валерьянка на кошку, в результате чего к моменту окончания института я уже успел поработать в нескольких компаниях, получив достаточно знаний в Symbian-разработке, чтобы быть в состоянии в одиночку разработать полноценное приложение, выполняющее реальные утилитарные функции. Важно отметить, что вплоть до момента появления первого айфона Symbian, фактически, оставалась единственной дееспособной операционной системой, заточенной на работу в телефонах, не в КПК (не считать же такой Windows Mobile до появления WP7, простите :) ). При этом довольно быстро стало понятно, что мне не очень интересно работать по найму ни на постоянной работе, ни фрилансером, потому как было интереснее реализовывать свои собственные идеи, чем чужие, да еще и, в некоторых случаях, изначально плохие.

Таким образом, довольно быстро сформировалось желание зарабатывать на продаже программного обеспечения конечным пользователям. Однако в данной формулировке для меня были непонятны слова «зарабатывать» (собственно, как?) и «конечным пользователям» (где их брать?). Тогда еще не было ни аппсторов, ни повального увлечения приложениями. Таким образом, я хорошо представлял себе как разработать продукт, но не понимал как его продать. Осознавая свою слабость в вопросах продажи ПО в частности и в коммерции в принципе, я решил выпустить на рынок какой-нибудь простенький продукт, отработав на нем всю цепочку «начало разработки приложения – продажа готового варианта конечному пользователю».

Создание первого продукта

В качестве такого продукта был выбран черный список звонков и SMS, позволяющий блокировать все входящие звонки и сообщения от некоторых контактов, занесенных в черный список (у меня у самого была потребность блокировать смски от всяких назойливых девиц). Несмотря на то, что продукт по своей задумке не отличался оригинальностью и уже на начальном этапе разработки имел несколько конкурентов от именитых конкурентов, меня это мало смущало, потому как основной задачей, которая передо мной стояла, была попытка понять, что с этим приложением потом делать дальше.

alt text

Ввязавшись, таким образом, в драку и начав разработку продукта Blacklist Mobile, постепенно пришлось решать массу организационных вопросов, которые шаг за шагом вели меня к тому, что есть сейчас. В частности, для того, чтобы иметь возможность создать приложение Symbian, которое без проблем устанавливалось на все target-устройства, необходимо было зарегистрировать так называемый Publisher ID. Сделать это можно было только являясь юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Поэтому мне пришлось регистрировать на себя ИП и вникать во все сопутствующие вопросы общения с налоговой, подготовки деклараций, платить взносы в пенсионный фонд и т.д.

Следующим вопросом, который необходимо было решить – это способ оплаты продукта конечными пользователями. Распространенная на тот момент практика предполагала, что пользователю нужно было сначала установить себе приложение на мобильный телефон, потом пойти на веб-сайт и с помощью кредитки оплатить регистрационный код, получить код и ввести его в специальное меню программы на мобильнике. Во всей этой процедуре меня сильно смущали ее муторность и необходимость оплаты лицензии кредиткой. Такой очевидный сейчас способ оплаты лицензии на мобильное приложение по SMS непосредственно из меню программы тогда не использовал никто, поэтому я решил реализовать его в Blacklist Mobile. Идея заключалась в том, что программа сама с согласия пользователя отправляла платные SMS на короткий номер, зарегистрированный на меня и разблокировалась. На тот момент было сложнее зарегистрировать короткий номер, можно было сделать это только, заключив контракт с компанией SMS Traffic (опять-таки, надо было быть юр.лицом) и выплачивать им ежемесячно что-то около 9000 рублей. При этом зона действия короткого номера ограничивалась лишь СНГ.

Реализованный функционал вошел в самую первую версию Blacklist Mobile, которую я раскидал по всяким никому неизвестным ныне сайтам как hpc.ru и стал ждать продаж. Продажи составляли порядка 700-900 рубей в месяц (при цене на программу около 160 рублей), что воодушевляло тем, что они вообще есть, но жить на это было еще нельзя (особенно, если учесть, что аренда номера стоила 9000). За первые несколько месяцев продаж я освоил такие понятия, как рассчетные счета, акты, договора и другие банковские аттрибуты предпринимательской деятельности. Все это требовало денег и времени. Сейчас это все воспринимается с легкой улыбкой, но тогда, будучи разработчиком, было непросто вникать в это бюрократизированное уныние. Весь этот процесс при озвученном результате напоминал стрельбу из пушки по ворьбям. Понятно было, что проблема кроится в том, что приложение, фактически, можно купить, будучи абонентом только операторов СНГ. Необходимо было внедрить механизм оплаты, который бы позволял не только отправлять смс, но и принимать кредитки от пользователей по всему миру. При этом делал бы это непосредственно из меню программы (это очень важно).

Решение было найдено в виде разработки финской компании Openbit, продающей лицензию на свой менеджер лицензий, который интегрировался в приложение и выполнял все необходимые действия по его оплате, предоставляя, помимо этого, еще несколько полезных функций вроде возможности ввода приобретенного ранее регистрационного ключа на программу. Проблема заключалась в том, что стоимость этого решения составляла 2500 Евро в месяц, причем деньги они хотели вперед за 3 месяца. 7500 Евро у меня тогда не было, поэтому пришлось брать потребительский кредит (хорошо, что его удалось погасить через 4 месяца). Помимо этого, основной трудностью было то, что компания была зарубежная, поэтому для подписания контракта с ними и для налаживания всех транзакций пришлось долго и мучительно вникать в особенности отечественного валютного контроля, который подразумевает, что каждый платеж зарубеж или оттуда сопровождается бумажной волокитой. Тем не менее, после интеграции данного менеджера лицензий в Blacklist Mobile, удалось выпустить версию приложения, которая уже могла свободно распространяться по всему миру.

Тут-то и началось самое интересное. К этому моменту я еще работал на своем последнем месте работы в качестве наемного разработчика. Работа по развитию своего хобби занимала все больше и больше времени – необходимо было решать организацонные вопросы, пытаться раскрутить приложение и, собственно, заниматься разработкой. Постепенно я стал замечать, что сидя на работе, я, в основном, думаю о свих делах, а не о том, как написать очередной никому не нужный GPS трекер для Nokia. Стало понятно, что надо либо заниматься своим делом серьезно и увольняться, либо забросить его. Несмотря на то, что решение было очевидным, далось оно непросто – чтобы вырваться из пучины стабильности и хорошей зарплаты, чтобы заняться развитием собственного бизнеса, влезть в кредит и сидеть без дохода, нужно определенное мужество и способность противостоять непониманию родных и близких. Сейчас я часто общаюсь с разработчиками, которые и хотели бы заняться чем-то своим, но вынуждены просиживать штаны на постоянной работе или работая на дядю на фрилансе, потому что боятся пожить несколько месяцев без денег, подвергаясь нападкам жаждущих стабильности жен, подруг или родителей. Не хочу никого обидеть, но эти ребята лишают себя очень многого.

В итоге я сконцентрировался фулл-тайм на собственном проекте, занимаясь развитием приложения (попутно был выпущен продукт Whitelist Mobile, имеющий обратную функциональность), а также его продвижением в доступных на тот момент каналах продаж. Основным успехом стало включение блэклиста в канал Nokia Download! (предшественник Ovi Store), который поднял продажи приложения до уровня нескольких тысяч Евро в месяц. Попутно были освоены такие каналы продаж, как Nokia Software Market, Handango, PocketGear, Softkey и т.д. В процессе распространения приложения по всем доступным каналам был заключен десяток-другой договоров, освоены вопросы работы будучи индивидуальным предпринимателем (банк, налоговая, всякие фонды и т.д.). Попутно было создан продукт Ting! - для его создания я подключил друга, также занимающего разработкой под мобильные устройства, несколько укрепивший портфолио, добавив к фильтрам звонков и SMS развлекательную составляющую. Уровень дохода, наконец, был сопоставим с зарплатой разработчика в Москве, все шло по плану – я стал истинно независимым разработчиком мобильных приложений.

Неожиданные выводы

В один прекрасный момент я стал замечать, что на, собственно, разработку продукта я трачу в лучшем случае 10% своего времени – все остальное время уходит на его продвижение, а также на решение всяких организацонных вопросов, продумывание концепций, общение с дизайнерами и т.д. К своему удивлению я обнаружил, что объем работ, связанных со всей сопутствующей продукту деятельностью (не разрботкой) на порядок превышает объем по разработке и тестированию. Понятно было, что так работать не очень эффективно – получалось, что я бегу за двумя зайцами. Нужно было либо сконцертрироваться на разработке, поручив заниматься орг.вопросами и продвижением кому-то другому, либо наоборот, отказаться от разработки, сконцентрировавшись на паблишинге.

К тому моменту меня уже успели заметить несколько компаний, занимающихся паблишингом приложений для Symbian. Они предложили свои услуги по публикации и продвижению продуктов на условиях разделения прибыли 50/50. Я решил попробовать насколько изменятся результаты продаж, если отдать Whitelist Mobile одному из них. Результаты нескольких месяцев продаж этого продукта под бреном SBSH Whitelist (бренд паблишера) показали, что результаты не изменились вообще никак. Более того, паблишеры оказались менее просвещенными в вопросамх UX, чем я ожидал, в результате чего я разорвал с ними контракт и твердо уверился в том, что буду издавать и продвигать свои продукты сам. Забавно, но в этот момент я твердо понял, что продвижение, всякие там пиар и маркетинг, которые я искренне презирал еще 2 года назад, мне намного интереснее, чем программирование. Оставалось только найти разработчиков, желавших отдать мне свои продукты на продвижение.

Как я стал паблишером

Наличие доступа к таким ресурсам, как журналы, в которых публиковались мои статьи, а также некоторым тематическим ресурсам позволили довольно безболезненно привлечь внимание разработчиков софта, объявив о том, что я оказываю услуги по публикации приложений. Суть предложения заключалось в полном избавлении программистов от возни с каналами продаж, рекламой, получением платежей, необходимости платить 2500 Евро в месяц за использование менеджера лицензий и т.д. Разработчик мог заниматься исключительно разработкой продукта и получать при этом прибыль с продаж. Я на себя брал все остальное. Условия сотрудничества заключались в выпуске продукта под брендом Tarasov Mobile (с указанием авторства разработчика), а также в разделении прибыли в соотношении в среднем 70/30 (70 – разработчик). На призыв обращаться откликнулись (и сегодня обращаются) несколько разработчиков. Большая часть из них, однако, либо имела недоработанный продукт, который так и не смогла привести во вменяемое состояние, либо считала, что 30% за услуги издателя – это больно много. Были и такие разработчики, которые вели диалог в стиле «у нас есть идея супер продукта, но мы ее вам не скажем, пока не подпишем с вами NDA». Понятное дело, что если разработчик считает, что идея продукта стоит хоть что-нибудь, вряд ли себя зарекомендует как адекватный партнер в будущем, поэтому до конечного результата, заключающегося в выпуске продукта, дошли единицы.

Такое развитие бизнеса, однако, совпало с моментом, когда продажи ПО под Symbian резко просели по целому ряду причин – Nokia Download! закрыли, пришедший ему на смену Ovi Store еще не набрал обороты, появились iPhone и Android, традиционные интернет-магазины софта для мобильных (handango.com, pocketgear.com, например), стали постепенно терять свое былое значение. Стало очевидно, что зарабатывать что-то на рынке Symbian-приложений возможно только при поддержке Nokia. В результате я стал предпринимать определенные попытки по налаживанию контактов в российском представительстве Nokia, что очень кстати совпало с осознанием компанией важности работы с разработчиками приложений и приходом новой команды, отвечающей исключительно за взаимодействие с поставщиками контента для аппаратов Nokia.

Еще конкретно в моем случае большим плюсом оказался тот факт, что на тот момент я был независимым разработчиком, что давало возможность отделу PR Nokia показывать меня людям и декларировать, что даже такие бестолочи как я могут добиться определенных успехов, сотрудничая с ними :). В результате участия в нескольких мероприятиях, устраиваемых Nokia мне удалось наладить контакты как с некоторыми сотрудниками компании, так и с другими людьми, так или иначе вращающимися в кругах, связанных с мобильными технологиями. Мало-помалу я начал понимать, что основа любого бизнеса – это работа с партнерами, при этом совершенно непонятно кто из знакомых внезапно может оказаться партнером завтра. Очередным личным открытием стал тот факт, что продажа мобильного ПО – это такая деятельность, которую лучше либо воспринимать серьезно, либо не заниматься ей вовсе. Это бизнес, важно это понимать. Как и в любом нормальном бизнесе, продукт здесь – не первичен. Да, он обязан быть качественным, но определяющим фактором его успеха является не его уникальность, а его продвижение. Всякие там PR, маркетинг и прочий, по мнению разработчиков, белый шум – это и есть основа любого бизнеса. И мобильное ПО здесь не исключение. Важно это понимать еще на берегу. Мне повезло это ознать довольно рано, чего и вам желаю.

Первые успехи в Ovi Store

Очень вовремя в портфолио Tarasov Mobile появился продукт Magic Brush, который был выпущен как раз-таки по схеме «разработчик-издатель». Написал программу Артем Кулик (twitter: @ArtemKulyk), причем это был единственный на моей памяти случай, когда продукт попал ко мне в руки уже практически в том виде, в каком поступил в продажу. Простота создания классных картинок с помощью этого приложения, а также вау-эффект, который оно производило на пользователей изначально определили успех этого продукта (бесплатная версия скачана более 2 млн. раз только в Ovi Store). Однако успех этот пришел не сразу. Продукт мы опубликовали в самый разгар спада продаж и первые несколько месяцев продаж в Ovi Store были плохими.

Однако очень кстати Nokia запускала в продажу свой флагман Nokia N8 и была заинтересована в продвижении этого аппарата, равно как и самого Ovi Store. С моей стороны последовало предложение сделать продукт Ting! абсолютно бесплатным эксклюзивно для N8 эксклюзивно в Ovi Store эксклюзивно для РФ. Nokia это предложение понравилось, причем со своей стороны они начали промотировать Magic Brush (поместив его в раздел «Рекомендованные» магазина). После очень хороших показателей загрузок бесплатной версии приложения на локальном уровне приложение было помещено в глобальный раздел «Рекомендованные», обеспечив рост загрузок и продаж на два порядка.

Из этой истории важно отметить два момента. Во-первых, во всех магазинах приложений продается только то, что находится в премиальном размещении (разделы Featured, Recommended и т.д.), а также в топах. Все остальное – не продается. Во-вторых, важно работать с партнерами. На примере данной кампании с Nokia понятно, что важно в нужный момент иметь возможность предложить что-то ключевому партнеру. Мы и по сей день регулярно устраиваем специальные акции, предоставляя пользователям Ovi Store эксклюзивные условия доступа к нашему контенту, устраиваем конкурсы в официальных группах Nokia в социальных сетях и вообще стараемся их заинтересовать на предмет использования их маркетинговых ресурсов (поскольку, очевидно, у Nokia ресурсов побольше будет, чем у нас).

При этом, несмотря на все то трололо, которое окружает Nokia последний год, в компании работают весьма адекватные люди, которые действительно хотят что-то делать. Думаю, что успех наших приложений был бы невозможен без их поддержки. Важно понимать, что успех программных продуктов зависит от тех каналов распространения, которые способны донести знание о продукте до конечного пользователя. Поэтому нужно работать с этими каналами, договариваться, что-то предлагать и получать что-то взамен. Бизнес есть бизнес, в общем.В результате активных промо наших приложений мы довольно плотно засели в топах как бесплатных, так и платных приложений, в результате чего они обеспечивают стабильный поток продаж даже когда не промотируются. На данный момент у нас почти 4 млн. загрузок приложений только в Ovi Store.

Дальнейшее развитие

В начале этого года в результате активных усилий по продвижению ПО, изучения рынка и раздумий по поводу дальнейшего развития я пришел к выводу о необходимости расширения бизнеса на остальные мобильные платформы. Связано это было не столько с тем, что продажи ПО для Symbian падали (в нашем случае они, как раз, росли), а с тем, что привязанность к одной конкретной мобильной платформе сильно ограничивает в средствах по продвижению продукта. В текущей ситуации максимум, что мы могли сделать, это выпросить у Nokia премиальные размещения нашего контента в Ovi Store, что существенно повышало продажи, но при этом не давало возможности целенаправленно работать с целевой аудиторией наших приложений.

С одной стороны получалось, что мы пытаемся построить серьезный бизнес, но можем использовать лишь один серьезный канал продаж и промотирования (Ovi Store), с определенного момента ограничивающий наше развитие. В текущей ситуации довольно глупо было бы пробовать, например, вешать рекламную растяжку где-нибудь в центре Москвы или давать рекламу в журнале. Понятно, что реклама Blacklist Mobile довольно нелепо смотрелась бы в журнале Forbes хотя бы по той простой причине, что целевые аудитории Forbes и фильтра звонков для Nokia пересекаются максимум на 1%. Реклама банально не оправдает затрат.

Поэтому решение, которое созрело в начале года заключалось в переходе от разработки прикладных утилит, жестко привязанных к конкретной платорме (Nokia) к разработке мультиплатформенных сервисов, работающих на всех остальных мобильных платформах. В начале года планировалось, что этими платформами станут Symbian, iOS и Android. Меня еще посещали мысли о WP7, но я стеснялся вслух об этом кому-то сказать, потому как, при всем уважении к читателям MSUG, в январе WP7 не представляла никакого интереса с точки зрения продаж ПО. К счастью, Nokia объявила о переходе о WP7, поэтому сейчас мы со спокойной совестью занимаемся разработкой и для нее :)

В основе концепции развития бизнеса, наряду с мультиплатформенностью, я поставил сервисную составляющую. Она подразумевает наличие клиентских приложений для каждой из платформ (нативных, без всяких там AppCelerator или еще какой-то кросс-платформенной ерунды), выполняющих функцию доставки какого-то конкретного сервиса пользователям. Кроме того, каждый из сервисов ориентирован на конкретную целевую аудиторию, что позволяет продвигать продукт, используя методы общения с конкретной целевой аудиторией, принятые в самом обычном маркетинге.

Например, целевой аудиторией нашего запланированного сервиса для желающих заниматься фитнесом являются, как ни странно, желающие заниматься фитнесом. Для получения доступа к этой аудитории мы можем разместить рекламу в журналах Men's Health, Muscle&Fitness, запартнериться с сетями фитнесс-клубов, создав для них брендированную версию сервиса, которую они включат в перечень своих услуг, запартнериться с производителями спортивного оборудования, анаболиков и т.д. Во всех этих случаях нас уже не будет сдерживать тот факт, что приложение доступно только для Nokia, поскольку оно будет существовать для всех основных мобильных платформ.Проще говоря, мы сейчас стараемся вылезти из рамок аппсторов и перестать их рассматривать как единственный метод продвижения ПО. Вместо этого мы, наоборот, будем вести пользователей в аппсторы за счет активного оффлайнового и онлайнового точечного продвижения, ориентированного на конкретную целевую аудиторию приложений. Аппсторы в данном случае играют роль исключительно транспорта продукта пользователю, но никак не основным средством получения информации о продукте. Однако, при данном подходе приток пользователей в сторы будет вести к повышению в них рейтинга наших продуктов, так что внешний маркетинг оказывает пользу и внутренним аппсторовским механизмам продвижения.

Я думаю заметно, что речь о разработке прекратилась довольно давно. Бизнес разработчиков мобильного ПО по сравнению с глобальным Mobile на данный момент представляет собой смесь розовых соплей и горьких слез. На нем мало кто зарабатывает, а кто зарабатывает, тот зарабатывает мало по сравнению с другими видами IT-бизнеса. Связано это с тем, что разработчики до сих пор свято уверены, что главное – это продукт и что приносить деньги могут только аппсторы. На самом деле деньги не в аппсторах, а у пользователей, которые никогда в эти аппсторы не пойдут, потому как считают, что им ничего не нужно. Работать надо с целевой аудиторией, а не аппсторами.

Дальнейшие планы

Сейчас Tarasov Mobile представляет собой небольшую команду, занимающуюся разработкой мультиплатформенных сервисов и руководствующуюся принципами, описанными в предыдущем параграфе. На данный момент мы живем за счет дохода от наших текущих Symbian-продуктов, обновляем их и выпускаем их. Вот, например, новый продукт, разработанный Виталием Виноградовым (twitter:@damavik) из Минска: http://tarasov-mobile.com/shopper_ru.html и работаем над созданием первых трех сервисов, находящихся в разных стадиях развития. Первым продуктом, доступным для всех основных мобильных платформ (Symbian, iOS, Android, WP7) станет productivity-сервис. Релиз состоится осенью.

Мы, кстати, приглашаем разработчиков присоединиться к нам. Если хочется заниматься чем-то интересным и работать на себя, обращайтесь.

Некоторые выводы

Из своего опыта могу сказать, что можно зарабатывать деньги, сопоставимые с московской зп или превышающие ее, будучи независимым разработчиком. Совсем не обязательно работать в унылом офисе или фрилансить, чтобы обеспечить себе кусок хлеба и заниматься при этом чем-то своим. Проблемами тут могут быть отсутствие желания брать на себя ответственность за свою, как минимум, профессиональную жизнь, а также нудящие и орущие жены/мамы/папы, которые считают, что если человек сидит дома за компьютером, то наверняка смотрит порнуху или пишет девицам во вконтактик. Если таких проблем у вас нет, то несколько месяцев экономии и упорного труда, и вы станете зарабатывать продавая свой продукт.

Если ваши амбиции, не ограничиваются сытой жизнью индивидуального разработчика, то нужно объединяться в команду единомышленников, в которой кто-то будет заниматься, собственно, разработкой, а кто-то продажей всего этого дела. Как и в любом бизнесе, для достижения значительного результата вам понадобится команда людей, которые готовы самоотверженно работать на результат. Старайтесь при этом держаться подальше от людей, которым нужна стабильность или которые обременены теми самыми нудящими семьями, не дающими человеку реализовать себя в полном объеме. Будьте готовы к тому, что придется много работать и во многом себе отказывать. Здоровым компромиссом между этими двумя крайностями может являться случай, когда вам интересна только разработка, но не интересны все те вопросы продвижения и маркетинга, о которых я писал. Можете в этом случае спокойно присоединяться к команде, либо сотрудничать с паблишером, который возьмет на себя все эти проблемы.Помните, что продажа мобильного ПО мало чем отличается от продажи любого другого (даже физического) продукта. Это бизнес со всеми его аттрибутами.

В любом случае, если спуститься исключительно к вопросу денег, то меньше всего мобильный разработчик может заработать именно на работе в офисе.

Контакты. Дмитрий Тарасов
Mail: root@dtarasov.ru
Twitter: http://twitter.com/dtarasov
ЖЖ: dtarasov.livejournal.com
Facebook: http://www.facebook.com/tarasov.dmitriy